Кредитор последней инстанции — это учреждение, которое готово предложить кредиты в качестве последней инстанции.
Таким учреждением обычно является центральный банк страны. В этом случае мы говорим об оптовом кредиторе последней инстанции. Кредитор последней инстанции — что это, подробности в следующей статье на bankovskie-karty.ru.
Кредитор последней инстанции
Центральный банк предлагает предоставление кредита финансовым учреждениям, испытывающим финансовые трудности, которые не могут получить необходимые средства в другом месте.
Главной задачей, стоящей перед кредитором последней инстанции, является сохранение стабильности банковско-финансовой системы за счет защиты вкладов физических лиц и недопущения панического изъятия средств из банков с временно ограниченной ликвидностью. Более полутора веков центральные банки пытались избежать великих депрессий, выступая в качестве кредиторов последней инстанции во время финансового кризиса.
Во-первых, этот акт обеспечивает ликвидность по штрафной ставке. Впоследствии посредством операций на открытом рынке он снижает процентные ставки по безопасным активам. И, наконец, этот процесс предполагает прямую поддержку рынка.
Коммерческие банки обычно прибегают к помощи кредитора только во время кризиса, поскольку такие действия указывают на финансовые трудности. Кредиты могут быть предоставлены не только коммерческим банкам, но и любому другому соответствующему финансовому учреждению, даже частным компаниям, что считается очень рискованным.
В качестве кредитора последней инстанции в разных странах могут выступать разные учреждения. Например, в США Федеральная резервная система выступает кредитором последней инстанции. Ее основной целью является предоставление кредита финансовым учреждениям, которым не хватает резервов, предотвращение их банкротства и недопущение негативного воздействия на экономику. В качестве кредитора последней инстанции Федеральная резервная система поощряет банки-участники занимать средства из так называемого «дисконтного окна». Термин относится к кредитам, предоставленным банкам-членам. Банки могут использовать эти ссуды либо для удовлетворения резервных требований, либо для оплаты крупных изъятий.
В Соединенном Королевстве центральный банк, Банк Англии, действует как кредитор последней инстанции. В Новой Зеландии эту роль берет на себя Резервный банк Новой Зеландии, ее центральный банк. На глобальном уровне Международный валютный фонд также выступает в качестве международного кредитора последней инстанции, взяв на себя эту роль из-за недавнего финансового кризиса.
Нецентральный банк также может выступать в качестве кредитора последней инстанции. Это пример розничного кредитора последней инстанции. HSBC Holdings plc, крупнейшая в мире банковская группа, иллюстрирует этот случай. История показывает, что даже физическое лицо может взять на себя роль кредитора последней инстанции. Джон Пирпонт Морган, американский финансист и банкир, выступал кредитором в начале 20 века.
Советуем почитать: Величайшие инвестиции всех времен
Обналичивание чеков в магазинах или операции с кредитными картами, работающие с очень рискованными частными клиентами, также могут взять на себя эту роль. Иногда так называемый криминальный ростовщик может выступать в роли кредитора, предлагая кредиты по очень высоким ставкам, что, конечно, может быть незаконным. Это не единичные случаи кредиторов последней инстанции, имеющих дело с населением. Например, кредит может быть предоставлен для покупки определенных товаров, которые не могут быть проданы за наличные деньги.
Операции кредитора последней инстанции одобряются не всеми. Существуют широко распространенные аргументы против, а критики утверждают, что такие операции аморальны. По их мнению, такая практика в долгосрочной перспективе не сработает. Предоставление учреждениям финансовой поддержки представляется довольно заманчивым, поскольку последствия рискованных действий кажутся менее серьезными.
В результате учреждение склонно брать на себя больше рисков, чем обычно. Такое предоставление кредита может фактически скрыть истинное финансовое состояние учреждения и продлить его банкротство. В конце концов, это не может вылечить текущие финансовые кризисы и вместо этого создает новые.